x

Журнал «Практика интернет-маркетинга» теперь выходит только в России. Нажмите на ссылку, если желаете купить свежий номер или оформить подписку. Так же вы можете читать новые и старые номера журнала в своих iPhone и iPad. Все обязанности по текущим подпискам из Украины будут выполнены.

Скачивайте приложение «Практика интернет-маркетинга» в App Store.

Авторизация

Прототипы: недооцененные возможности

Дмитрий Калинников

ADV/web-engineering

В процессе создания любой информационной системы важнейшее место занимает проектирование. Если изначально проектированием занимались практически «случайные» люди — менеджеры проектов, дизайнеры и даже разработчики, то сейчас во многих веб-студиях и агентствах активно развиваются специализированные отделы. Одной из современных особенностей ранних стадий создания проектов стало прототипирование. О том, что это за процесс, какие задачи он решает и какие особенности имеет, мы и расскажем.

Что такое прототип и зачем он нужен?

Прототип — это модель будущего проекта, которая отражает его концепцию, информационную архитектуру и подход к реализации интерфейсной части. Он позволяет наглядно представить фронт работ и доходчиво объяснить заказчику, как будет выглядеть готовый проект.

Какие бывают прототипы

Бумажные прототипы

По сути, это черновая схема — набросок будущей системы и основных принципов ее поведения на листе бумаги. Бумажный прототип можно настолько хорошо детализировать, чтобы взять его за основу для дизайна и переходу к следующему этапу.

Важным недостатком бумажных прототипов является их «одноразовость»: если нужно что-то поменять, то единственный способ это сделать — перерисовать прототип заново. Поэтому все промежуточные рисунки стоит оцифровывать при помощи сканера или фотоаппарата.

В проектировании сложных систем бумажные прототипы используются, как правило, только как вспомогательный инструмент.

Статические прототипы

Статические прототипы по содержанию и внешнему виду практически не отличаются от бумажных, но создаются сразу в цифровом виде. Это позволяет постепенно детализировать прототип, используя уже готовые эскизы и библиотеки элементов. Такой прототип можно сделать более наглядным, если использовать слои и не пренебрегать комментариями, или же создать «панно», которое демонстрирует взаимодействие элементов на разных страницах. Готовый электронный «эскиз» также может стать основой для разработки дизайна системы.

Интерактивные прототипы

Интерактивные прототипы позволяют не только оценить внешний вид готовой системы, но и протестировать ее функциональные элементы. Правда, «понарошку»: страницы переключаются, однако ссылки динамически не изменяются (например, с каталога товаров все ссылки ведут на один и тот же товар), формы можно заполнить, но информация никуда не уходит, и реакция на нажатие кнопок либо «зашита» в прототип однозначно, либо зависит от довольно простых условий.

Полнофункциональные прототипы

Полнофункциональный прототип — это фактически работающая демо-версия интернет-решения, построенная с помощью тех же технологий, что и будущий продукт.

Например, тестовый стенд — это максимально полная и детализированная модель будущего сайта, которая отличается от готового продукта только тем, что не умеет держать реальную нагрузку и не содержит реальных данных.

Нужно помнить, что создание полнофункционального прототипа по стоимости и временным затратам сопоставимо с созданием итогового решения. Однако его создание действительно необходимо для очень сложных и больших систем, особенно в тех случаях, когда любые ошибки в конечной версии приводят к мгновенным и дорогостоящим негативным эффектам.

Чем прототип отличается от готового продукта?

Прототип — это не визуальное решение

Прототип может представлять собой подробную визуализацию внешнего вида проекта, но это не финальный его дизайн. Это смысловая составляющая системы.

Часто у проектировщиков возникает соблазн заняться визуальным перфекционизмом и на этапе прототипа пытаться выверить каждую мелочь: подобрать картинки, подогнать сетки, выравнивания и т. п. Не нужно этого делать. Это — работа дизайнера. Он имеет гораздо больший набор выразительных средств и умеет «делать красиво».

Прототип не содержит подробные детали технологической составляющей решения

Прототипы могут содержать предложения по использованию нестандартных технологических решений, которые находятся, что называется, «на переднем крае» современных веб-технологий. При этом они не содержат формул, правил, алгоритмов расчета и других сведений, необходимых для программной реализации модулей. Именно поэтому прототип обязательно сопровождается пояснительной запиской для технологов и программистов или же включается в полноценное ТЗ на систему.

Прототип не всегда позволяет показать реальную реакцию пользователей

Даже самый тщательно продуманный и хорошо реализованный прототип не сможет продемонстрировать, насколько выбранное решение эффективно для конечной аудитории в реальных условиях эксплуатации. Прототип снижает количество ошибок, но не может устранить их полностью.

Чтобы минимизировать возможный риск, можно проверить прототип на фокус-группе. Эта процедура требует дополнительных финансовых и временных затрат, тщательной подготовки и репрезентативности фокус-группы.

Более эффективным способом исследования на этапе прототипирования может стать A/B-тестирование на реальной аудитории, широко распространенное в практике построения интернет-систем. Для проверки какой-либо интерфейсной гипотезы части настоящей аудитории показывают вариант B, а остальным — текущий вариант A. После чего сравнивают реакцию пользователей. Однако и такое исследования на этапе прототипирования не слишком надежно: оно требует довольно большой группы респондентов, а прототип — это все же не система.

(Полную версию статьи вы можете прочитать в 21 номере журнала «Практика интернет-маркетинга»)